Чеканить монеты

  • автор:

Денежное обращение Европы и России до начала XVIII века

К концу XVII века в странах Западной Европы существовала достаточно унифицированная денежная система, основой которой был талер — крупная монета из высокопробного серебра весом 28 граммов. Чеканились также золотые дукаты весом около 3,5 граммов, в качестве разменных дополнительно использовались медные монеты с близким к номинальной стоимости содержанием металла.

Широкому распространению талерной системы Европа обязана открытию крупных залежей серебра в австрийском Тироле, бельгийско-нидерландском Брабанте, в Иоахимстале в чешской Богемии. От него происходит и западное название «талер», и его русский эквивалент «ефимок». При производстве монет использовались два основных способа — тиснение готовых кружков на винтовых прессах или прокатка раскованных полос через валки со штемпелями (вальцверк) с последующей вырубкой монетных кружков.

В силу отсутствия собственных месторождений золота и серебра российское государство присвоило себе монопольное право на покупку ефимков, запретив их внутренний оборот. Ефимки переплавлялись на денежном дворе, после чего серебро протягивалось через волочильный ворот в проволоку определенного сечения. Проволоку нарезали кусочками, плющили и чеканили ручным способом. Национальная специфика эксплуатации монетной регалии состояла в том, что казна покупала ефимки по принудительному курсу 50 копеек, а после денежного передела из того же талера выходило уже 64 копейки (после указа 1698 года — 100 копеек).

Монетное производство при Петре I

Производство монет имело циклический характер, в основе которого лежит понятие «денежный (монетный) передел» — полный производственный цикл, в начале которого минцмейстер получал от приходного казначея партию металла, а в конце сдавал расходному казначею партию полученных из неё монет. Оптимальной для передела была партия серебра весом в 120 пудов (около 2 тонн), соответствующая одной полной плавке. В процессе плавки минцпробирер производил ряд технологических проб, высчитывая необходимое количество медной лигатуры для приведения состава в узаконенную норму. Затем серебро разливалось в изложницы, устройство которых со временем изменялось — от горизонтальных противней до вертикальных разъемных конструкций. Полученные листы подвергались машинному плащению и финишной вальцовке до толщины монетного кружка. Вальцованные листы поступали на обрезные станы, приводимые в действие силой воды или лошадиной тягой, где из них вырубались монетные кружки.

Полученные заготовки проходили весовой контроль, после чего годные отжигали, галтовали в барабане, отбеливали в слабом растворе кислоты, промывали и сушили. Излишне легкие кружки шли в переплавку, тяжелые — в юстировку, при которой излишний металл удалялся различными способами. Готовые монетные кружки гуртились на специальных станках, а затем передавались на последнюю операцию — тиснение или, как иногда говорили, «печатание». Тиснение производилось на винтовых прессах, приводимых в действие вручную, посредством коромысла, на концах которого закреплялись две гири. Термином чеканка в начале XVIII века обозначали способ выделки мелких денег посредством удара молотом. Впоследствии, когда о проволочных деньгах стали забывать, «чеканкой» стали называть и тиснение монеты.

>Устройства для изготовления монет >Литература

  1. П.фон Винклер.

    Монетное дело

    Из истории монетного дела в России. Вып.1-8, СПб.,1892-1900.

  2. Великий князь Георгий Михайлович. (Корпус русских монет). СПб.,1888-1914.
  3. Спасский И. Г. Русская монетная система. — Ленинград, 1964.
  4. Семенов В. Е. Монетное дело Российской империи. — СПб., 2010

Монеты

Описание монеты

Монеты по способу
изготовления и форме

Монеты по качеству
изготовления

Монеты по типу

Амулет •Полноценная (полновесная, банковская) •Неполноценная (условная, кредитная, биллонная, разменная) •Временная (чрезвычайных обстоятельств) •Государственная (метрополии) •Закладная •Инвестиционная (тезаврационная, весовая) •Идеальная •Коллекционная (особой чеканки) •Колониальная •Контрибуционная •Коронационная (осыпальная) •Курант, курантовая (курантная) •Курсовая (оборотная, ходячая, циркуляционная, стандартная) •Местная (узуальная, земельная, городская) •Подражание •Наградная •Орденская •Осадная •Переводная •Подарочная (дарственная, донативная) •Пробная •Разменная (дробная) •Реальная (звонкая, сортная, специес-, спесие-) •Репрезентативная •Серийная (сюитная) •Союзная (общая) •Сувенирная •Счётная •Торговая (фабрикационная) •Фальшивая (поддельная) •Фантастическая

Монеты по характеру
изображения

Производство монет

Обращение монет

Коллекционирование
и изучение монет

См. также

ЧЕКА́НИТЬ, -ню, -нишь; несов., перех.

1. (сов. вычеканить и отчеканить). Изготовлять какое-л. металлическое изделие, выбивая на его поверхности рельефное изображение. При бабке Я при твоей — Чеканил деньги по ее указу. А. К. Толстой, Царь Федор Иоаннович. Медники чеканят из красной меди посуду —. Удары чеканов сыплются по меди, и воздух стонет от звона. Меркуров, Записки скульптора. || (сов. вычеканить). Выбивать с помощью чекана1 (во 2 знач.) на поверхности металлических изделий какое-л. рельефное изображение, узор.

Чеканка монет: интересные факты и стоимость

Государства брали эти изречения своими девизами и чеканили эти девизы на своем золоте, на своих червонцах. А. Островский, Речь на праздновании юбилея А. Н. Островского в Артистическом кружке.

2. (сов. отчеканить) перен. Четко делать что-л. (произносить, шагать и т. п.). Он заговорил сдержанным, ровным тоном, чеканя слова. Мамин-Сибиряк, Падающие звезды.

Батальон прошел взводными колоннами перед своим командиром полка, как на параде, чеканя шаг. Сергеев-Ценский, Лютая зима.

3. (сов. расчеканить). Тех. Обрабатывать кромки заклепочных швов, неплотных соединений и поверхностных трещин в металлических изделиях, чтобы закрыть щели и уплотнить швы сжатием металла.

4. (сов. прочеканить). С.-х. Обрезать или обламывать верхушку растения или часть его побегов с целью усиления плодоношения, ускорения созревания. Чеканить хлопчатник. Чеканить виноград.

С самых первых времен существования денежных расчетов посредством металлических монет мастера чеканки стремились к их однотипности и легкой узнаваемости. Для этого их пытались сделать равнозначными по весу, размерам и форме, а позднее и придавать им единый дизайн, идею, стиль. Достичь всего этого удалось много позднее, с получением возможности осуществлять массовую автоматическую чеканку монет. Стоимость процесса производства в прошлые века была высока, поскольку каждый экземпляр поневоле был штучным. Время поменяло приоритеты местами, и получить сегодня такие уникальные монеты можно только чеканкой на заказ, и стоить это будет куда дороже массового чекана. Путь, который прошел процесс штамповки монет, сложен, интересен и, несомненно, достоин внимания.

Чеканка XV века

В этот период появляются крупногабаритные монеты талеры, которые было уже затруднительно, да и попросту невозможно чеканить с помощью штемпельной пары и молотка. Техника чеканки требовала срочного усовершенствования, в частности, в плане увеличения силы удара, способного оставить четкий отпечаток на заготовке большой площади. Увеличить пробивную силу удается с помощью фальверка. Принцип увеличения мощности устройства основывался на большой высоте, с которой падал пробивной снаряд. Чем выше его поднимали, тем более мощным был прочекан. Технологию схематично можно описать следующим образом:

  • Нижний штемпель неподвижно закреплялся на лафете машины.
  • Верхняя половина штемпельной пары устанавливалась на торец бревна.
  • Бревно поднималось на необходимую высоту с помощью нескольких человек или с применением лошадиной силы.
  • После того как его отпускали, оно отвесно падало и прочеканивало монетный диск.

Высота подъема ударного стержня, а значит, и сила удара не всегда были равнозначными, из-за чего прочеканить монету с первого раза удавалось не всегда. Если результат удара не устраивал, процесс повторяли до тех пор, пока на металлической заготовке не проступал четкий рельефный профиль.

Но еще до внедрения в производственный процесс фальверков был сделан колоссальный шаг вперед в монетном деле. Минцмейстеры (лица, несущие главную ответственность за производственный процесс монетного двора), додумались изготавливать многоразовый образец монетного штемпеля, который позволил штамповать совершенно идентичные монеты. Для этой работы приглашались граверы, которые вырезали нужное изображение на концах металлического прута. Начался выпуск одинаковых денег, правда, скорость их тиражирования была очень низкой.

Чеканка первых русских монет

Появлением собственных денег Русь обязана светлейшему князю Владимиру, который ввел их в регулярное обращение в X веке. Методика чекана имела некоторые характерные отличия и состояла из нескольких поэтапных действий.

  • Заготавливался металлический кругляк (серебро или золото).
  • С обеих сторон пресса размещались штемпели, после чего на нижний из них клалась заготовка.
  • Пресс приводился в движение и сдавливал заготовку, одновременно отпечатывая изображение на обеих ее сторонах.

Технология, как понятно из ее описания, была несовершенной, монеты получались неодинаковые не только по внешнему виду, но и по весу. В то же время, весовая погрешность золотника составляла всего 0,4 г и в масштабе общей массы была совершенно не критичной. Именно от этой монеты и взяло свое начало понятие золотника как меры веса, которая составляет 4,266 г.

С изменением политической ситуации в стране, которая привела к раздробленности государства, начали массово чеканиться монеты из серебра, имеющие местное хождение. Металлические диски вырубали из серебряной проволоки «на глазок», что неминуемо приводило к достаточно существенной разбежке экземпляров. Они отличались не только по весу, но по форме и по нанесенному изображению. Монеты того периода (рубли от слова рубить) не были гладкими, а были неровными, шершавыми. За это качество и за легкий вес в народных массах они прозвались чешуйками.

Чеканка петровской эпохи

Великий царь обожал все передовое, усиленно внедрял механизированное производство, в том числе и в монетном деле. Изменился и порядок чекана, который приобрел цикличный характер. Необходимая партия метала выдавалась из казны минцмейстеру, который в итоге должен был сдать партию монет, точно соответствующую ей по весу. Партия обычно составляла 120 пудов серебром.

Сам процесс чеканки включал доведение выданного драгметалла до определенной концентрации и допустимого количества медной примеси. После этого серебро расплавлялось и заливалось в формы. Извлеченные из форм листы прокатывались и вальцевались, добиваясь нужной толщины. Для вырубки заготовок из полученных листов все еще использовались обрезные станки на людской или лошадиной тяге. После взвешивания вес каждой заготовки доводился до нормы юстировкой или повторной переплавкой, соответствующие норме веса диски допускались к дальнейшим этапам чеканки — гуртировались, а затем отправлялись на тиснение.

Примечательно, что с этого времени чеканкой монет стали называть не только их прессовку с помощью ударной силы, но и любой другой способ получения нужной формы и изображения металлического диска.

Чеканка в современной России

В наше время монетные производства оснащены настолько высокотехнично, что способны чеканить миллионы денежных знаков автоматически, быстро и в самых сложных конструктивных вариантах. Человеку осталось лишь контролировать этот автоматический процесс. Горячая штамповка ушла в прошлое благодаря массе преимуществ холодного чекана, удешевляющего процесс и дающего максимально качественный результат:

  • Исключены затраты на нагрев металла.
  • Не образуется окалина.
  • У полученного образца нет шероховатости.
  • Размер, форма и изображение на монетах получаются абсолютно идентичными.
  • Металл гораздо меньше подвержен разрушению в долгосрочной перспективе.

Более легкое, быстрое и качественное производство монет делает его более дешевым, но это касается только массовых тиражей. Сколько стоит чеканка монет на заказ, зависит от множества факторов и рассчитывается индивидуально, но итоговая калькуляция выглядит куда более внушительной. Монеты из твердой стали также сильно удешевляют чеканку, но дают немалый процент брака (чему, впрочем, всегда рады современные коллекционеры).

Однако в целом характер получения металлических денег не претерпевал больших изменений на протяжении последних 200 лет. Все также в процесс включаются этапы работы художников и граверов, которые занимаются изготовлением штемпелей и маточников. Конструкция чеканочных станков также осталась прежней в своей основе, но получила электронную начинку и постоянно оснащается блоками, позволяющими усложнить итоговую конструкцию и ускорить процесс.

В наше время, в отличие от царской эпохи, монетные тиражи считаются государственной тайной и официально не публикуются. Но с определенным допуском точности сведения, конечно, становятся известными и определяются по косвенным признакам, например, достоверно известно, что ежегодные тиражи каждого номинала в среднем выпускаются десятками миллионов штук. Это не касается памятных и юбилейных монет.

Ручной чекан современного периода

Несмотря на повальную автоматизацию процесса штамповки монет, их ручное изготовление существует и сегодня. Это, как правило, специальные коллекционные и государственные заказы, предполагающее высшее качество выполнения. К их числу относятся следующие разновидности.

Золотые монеты в «proof» качестве

Поле таких образцов выполняется зеркальным, а само изображение остается матовым. Их не выбивают из металлической ленты, а отливают, после чего наносится гуртовка и производится двойной чеканный удар. Поле полируется уже после того, как готов рельефный рисунок.

Инвестиционные образцы в «UNC» качестве

Отличие от предыдущих монет состоит в допущении мелких дефектов.

«Brilliant Uncirculated»

Поверхность не имеет зеркального отражения, рисунок не матовый. Недопустимы никакие, даже самые незначительные дефекты.

Улучшенный UNC

Чеканка производится механически с использованием обычных штемпельных пар, но затем монета извлекается вручную для исключения повреждений и сразу же помещается в капсулу, конверт или запайку.

Деньги — достаточно древнее средство для расчётов. Но рыночные отношения возникли гораздо раньше. Столетиями древние люди совершали покупки, обменивали товары без использования монет, банкнот и долговых расписок. Как же удавалось проводить торговые операции, и что привело к возникновению современных денег — в нашем материале.

Бартер — система равноценного обмена

Постепенно прямой обмен перестал быть актуальным. Люди стали понимать, что продукты, которыми они обмениваются — не эквивалентны. Тогда системой равноценного обмена стал бартер.

Как правило, в роли бартера выступали важные предметы потребления. В одних обществах это были сахар, меха, слоновьи кости, какао, а в других раковины каури, бусы, душистый перец и листья табака. Такой обмен также имел свои недостатки, поскольку сложно было объективно определить стоимость того или иного товара. К примеру, нельзя было точно сказать, сколько нужно отдать мешков зерна за одну овцу. К тому же, как и прямой обмен, бартер включал в себя человеческий фактор, в котором обе стороны процесса должны обоюдно прийти к выводу, что сделка выгодна обоим. Этот фактор сильно ограничивал возможности товарообмена.
Постепенно система товарно-денежных отношений усложнялась, что привело к появлению рынка. Здесь были задействованы более значимые товары: мед, золото, драгоценности, зерно, мех, соль, в некоторых странах валютой служили рабы. Это поспособствовало появлению ярмарок. С целью обогащения на них стали съезжались торговцы с разных стран.

Когда впервые стали чеканить монеты

Когда торговля плавно перешла с местного уровня на международный, возникла острая необходимость в валюте, которая бы устраивала всех. Изначально это были небольшие слитки из драгоценных металлов, имеющие разный вес и форму. Они пользовались большой популярностью и имели высокую ценность. Подтверждалась их подлинность клеймом, которое оставляли на них купцы.
Первые монеты стали чеканить в Лидии, около 700 году до н.э. В отличие от весовых слитков изготовлением такой валюты занималось само государство. Основным металлом для чеканки служило золото, медь и серебро. Но с появлением первых монет появились и подделки. Чтобы подтвердить ценность государственных денег, правительство наносило на них изображение с надписью. Во многих странах фальшивомонетничество наказывалось смертной казнью.
Появление официальной валюты значительно упростило экономику и укрепило деньги в качестве платежного средства. Чеканные монеты постепенно вытеснили бартер, а стоимость товара стала рассчитываться по особой формуле. В цены уже вкладывались использованные материалы, трудоемкость работы и временные затраты. Обозначение стоимости позволило сделать процесс товарообмена удобнее, быстрее и проще.

Когда появились первые бумажные деньги

Хотя монета прочно укрепилась в обиходе, с ней также возникали некоторые трудности. Например, купцам было сложно их хранить или перевозить, для этой цели нанимали специальные повозки и охрану. К тому же сложно было добывать металл для чеканки монет. Это стало предпосылкой к возникновению новых средств платежа.
Первые бумажные деньги начали применять в Китае, в I тысячелетии новой эры. Китайцы первыми додумались сдавать свои сбережения на хранение в «банки». Взамен выдавался специальный документ, в котором указывалась сумма, находившаяся на хранении у «банкира». Это позволило людям рассчитываться не монетами, а сертификатами.
Такие расписки циркулировали во всем мире вплоть до 16 века, и доверие к ним только росло. Такие банкноты представляли собой небольшие прямоугольники из бумаги, на каждой из которых наносился номинал купюры. Такие деньги позволили решить проблемы с долговыми билетами и реально поддержать экономику. В России первые бумажные деньги появились только в 1769 году при Екатерине II.

Может показаться странным, но сегодня деньги есть не только у людей. Примером тому 8 котов-миллионеров и пушистых звезд Инстаграма, которые покорили мир.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Создание монет — одно из самых древних искусств. И как любой вид искусства, оно развивалось вместе с человеком. За долгие года менялись взгляды на прекрасное, совершенствовались технологии, менялась и обстановка и в мире. Все это отразилось и на истории чеканки монет.

Сейчас изготовление монет — это практически полностью автоматизированный процесс. Но как человек пришел к этому, и какие этапы прошло это древнее искусство? В этой статье мы «пройдемся» по истории чеканки монет. Расскажем, где появились первые монеты, чем прославились старые мастера-медальеры, и как делают монеты сегодня.

Древний мир

До создания монет люди в разных странах пользовались тем, что имело большую ценность. Где-то средством обмена был скот, где-то оружие, а в некоторых странах даже использовали сахар и слоновую кость. Чтобы упорядочить торговлю и обмен, нужно было государственное платежное средство. Им и стали монеты.

Медальерное искусство зародилось в конце VIII – начала VII века до нашей эры. Впервые монеты появились в Лидии и Древней Греции. Их делали путем чеканки из сплава золота с серебром и даже ставили пробу.

Стремительно развиваться медальерное искусство стало в Греции. До нас дошли многие произведения того времени, но немногие имена сохранились. Мы знаем только тех из них, что были указаны на монетах. Это такие мастера как Кимон и Эвайнет, работавшие при Дионисиях.

Профессия медальера стала уважаемой. В Риме медальеры были при каждом монетном дворе, имели свою корпорацию и руководителя. В Греции же созданием рисунков для монет занимались граверы. Они гравировали изображение прямо на драгоценных камнях.

Древние монеты, по сравнению с современными, отличались высоким горельефом и неправильной формой монетного кружка. При этом римские монеты серьёзно уступали греческим с точки зрения художественной красоты, но были ближе к современным из-за округлённости и барельефа.

О технологии чеканки монет

Изготовление монеты всегда начиналось с создания рисунка-эскиза. Затем по эскизу создавали лепную модель из скульптурного пластилина. Эту модель лепили на доске с помощью специальных заостренных палочек разного размера. Вылепленная модель еще не совсем соответствовала будущему изделию — она была в 3-4 раза больше предполагаемой монеты.

Затем из модели отливали гипсовый слепок. А уже с гипсового слепка делали новую отливку из жесткого чугуна методом гальванопластики. Далее из выпуклой модели с помощью пантографа — гравировальной машины делали пуансон из стали. Его формат уже соответствовал проектируемой медали или монете.

Затем, если это было нужно, мастер корректировал изображение штихелем. Ведь только используя ручной труд, можно придать изделию живость. Затем пуансон закаляли и использовали для выдавливания матрицы или штемпеля, с помощью которого и чеканили монеты или медали.

Эта технология создания монет пришла к нам из прошлых столетий. Некоторые монетные дворы пользуются ей и сейчас, другие — полностью автоматизируют производство. Но в чеканке монет есть много других процессов, которые напрямую влияют на вид монеты и ее качество.

Качество чеканки монет — в чем отличие

Разделение монет по качеству чеканки пришло к нам из Англии. Эта классификация делит монеты на два основных вида: исполненные в обычном качестве и в улучшенном. Давайте разберемся, в чем же заключается эта разница.

Монеты обычного качества в классификации называют анциркулейтед. В таком качестве делают монеты, которыми мы пользуемся в денежном обращении, а также некоторые инвестиционные монеты.

Их делают на автоматизированном производстве большими тиражами и ручной труд используют в малой степени. Поэтому и требования к внешнему виду и дизайну монет анциркулейтед небольшие. Они должны быть одного веса, толщины и диаметра, с несложным рисунком. В общем то, что как раз подходит для больших тиражей с небольшими затратами.

Как правило, монеты качества анциркулейтед имеют металлический блеск по всей поверхности. У них нет зеркальных поверхностей, рельеф не выделяется, на рисунках нет мелких деталей. По классификации на таких монетах допускаются небольшие скосы на гранях канта, мелкие царапины или пятна. Эти повреждения появляются из-за чеканки большими тиражами.

Улучшенный вид монет анциркулейтед называется бриллиант-анциркулейтед. У них ровная и блестящая поверхность, рисунки более детальные и проработанные. На таких монетах уже не допускают сколы или царапины.

Следующий вид качества монет — наивысший, или пруф. Монеты в этом качестве изготавливают небольшими тиражами и с высокой долей ручного труда. Каждый штамп мастер тщательно прорабатывает, чтобы получить ровную зеркальную поверхность и контрастирующий на ней матированный рисунок.

Особенность качества пруф заключается и в самом процессе чеканки — чтобы рисунок был идеальным, штемпель обязательно ударяет по заготовке два раза. В итоге мы получаем изделие, на котором нет ни царапин, ни неровностей. Монеты в качестве пруф являются наиболее ценными: и за художественность исполнения и за само качество.

Другой вид качества монет — пруф-лайк, или подобный пруфу. Эти монеты внешне похожи на пруф, но технология их чеканки может отличаться. Например, удар по заготовке мог быть произведен один раз. Монеты пруф-лайк также являются ценными, и пользуются спросом у коллекционеров и нумизматов.

Качество чеканки монет

Среди выдающихся медальеров, которые владели технологиями работы со сталью, были Ф.П. Толстой, И.А. Шилов, К А. Леберехт, А.П. Лялин, П.С. Уткин, В.С. Баранов.

Уже позже, в XIX веке некоторые медальеры стали ограничиваться изготовлением только рисунков-эскизов. Выполнением штампов уже занимались граверы. Таким образом медали теряли свою индивидуальность, терялся почерк художника.

Прогресс не стоит на месте, и сейчас почти на любом производстве монет процесс автоматизирован. Вся граверная работа делается специальными гравировальными станками, а создание 3D модели передано дизайнерам. Но к сожалению, не все из них имеют опыт и образование гравера. Ведь даже после самого современного оборудования, после создания качественной 3D модели, необходимо, чтобы штампа коснулась рука мастера. Только так можно создать изделие, которое будет иметь художественную ценность.

Граверная работа требует очень большого количества знаний и умений, большого опыта, кропотливости, трудолюбия. Обязательно нужно художественное образование, чтобы создаваемые руками мастера сюжеты имели художественную ценность, изделия были живыми. Чтобы изображаемые гравером портреты и фигуры людей, имели стопроцентное сходство с оригиналом.

Современные технологии медальерного искусства диктуют жесткие требования к рельефу медали. Он должен быть таков, чтобы его наиболее высокие детали сосредоточивались в центре композиции, а затем снижались. При этом высота рельефа должна быть небольшой. Такое положение дел ограничило художественный порыв скульпторов и привело к утрате многих технологий скульптурирования медалей.

Наглядно отражает положение дел ситуация, произошедшая в 2000-х годах. Делегация НАТО приезжала в Россию с визитом и презентовала Генштабу РФ подарки. Российское правительство решило ответить достойными памятными подарками.

Сотрудники Генштаба обратились на лучшие монетные производства страны, чтобы изготовить памятные медали по собственном эскизу. Но им отказали, так как выполнить заказ не могли. Сложность работы заключалась как раз в рельефе. Его высота составляла 1,5 мм на сторону (обычно бывает в среднем 0,6—0,8), диаметр составлял 90 мм.

В итоге они обратились к нашему ювелирному дому. Его основатель Сергей Иванович Квашнин согласился и через месяц выполнил весь объем работ. Причем штамп делал вручную. Так и выяснилось, что именно Вятка — центр медальерного искусства России. Изготовленные Сергеем Ивановичем медали Генштаб вручил стратегическим партнерам, делегациям других стран.

Во все времена ювелиры, занятые в ювелирном производстве, считались особыми людьми. Ведь граверная работа — это высшее мастерство ювелирного искусства. Гравер знает все ювелирные приемы и техники, но ювелир, не знающий граверного дела, не сможет создать изделие такого уровня, как гравер.

В любом искусстве важно сохранять традиции и знать историю. Убедиться в преемственности качества вы можете, посетив наш каталог. А также не забывайте подписываться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *